Теория и практика21 декабря 2015

Парусная фотография для «чайников»

Откуда, чем и как снимать парус? Советы начинающему яхтенному фотографу от Екатерины Жилиной

Основательница Matrioshka sailing creative agency Екатерина Жилина раскрыла для Itboat секреты хорошего парусного снимка. Работа Екатерины Жилиной в этом году вошла в список 20 лучших парусных кадров года престижного международного конкурса Mirabaud yacht racing image, а сама она попала в шорт-лист национальной премии «Яхтсмен года» в номинации «Золотой объектив».

В парусной фотографии важна техника: техника съемки и техника безопасности. Причем второе даже важнее, ведь не зная куда ступить и за что держаться, шанса выставить нужную экспозицию может и не быть. Для получения полной картины соревнования я снимаю с берега, с воды и с воздуха.

Съемка с земли

Сложность съемки с земли состоит в том, что в основном соревнования происходят в достаточной отдаленности от берега и вам нужно наверняка знать, где и когда будет проходить флот, чтобы поймать эти считанные минуты в уже запланированную рамку с нужными настройками.

Если флот большой, то хорошо показать панорамный вид в момент выхода или захода лодок в порт, а так же поймать кадр с ландшафтом местности, чтобы в конечном итоге было понятно, в какой точке мира вы снимали, ведь иначе на всех снимках будут только вода и яхты.

Также интересна возня в доке, подготовка лодок, уборка, брифинги, общение яхтсменов между собой. Здесь можно поймать много живых портретов и деталей.

Советую носить удобную обувь и внимательно смотреть под ноги и вокруг.

Есть шанс свалиться в воду с пирса, получить в объектив сложенным в трубочку парусом или быть политым из шланга, которым опресняют лодку и инвентарь.

Съемка с РИБа

Вторым по уровню сложности после съемки с берега, является выход на резиновой лодке. Даже если в бухте нет волн, не сомневайтесь: как только катер отойдет подальше, начнутся дикие скачки по волнам с брызгами и неприятными рывками. Желательно использовать водонепроницаемые чехлы на оборудование или аквабоксы, но я использую их только в дождь.

На случай брызг у меня брызгоустойчивая техника и махровое полотенце.

В случае попадания воды на камеру или объективы, я быстро протираю оборудование и опресняю его по возвращению в пресс-офис. Совет: заклейте башмак изолентой. Соленая вода безжалостно разъест ваши пружинки (как на моей первой камере) и ни выносная вспышка, ни внешний микрофон работать не будут.

На полном ходу моторки снимать не надо. Никакой стабилизатор не справится.

Здесь важно наладить контакт с водителем лодки. Если повезло, то он имеет представление, где во время гонки нужно находиться для лучшего ракурса, где притормозить, сможет предупредить об ускорении и главное, не будет мешать ходу соревнований. А вот если с водителем не повезло, то «рулить» придется вам. Для этого нужно знать дистанцию и понимать, что на ней будет происходить. Уточните, будет ли гонка флота или матч-рейс.

В гонках флота нужно захватить старт, став чуть впереди стартовой линии, потом на верхнем знаке снять постановку генакера и на нижнем — его майнание. На огибаниях обычно происходит весь экшен. В последней гонке постарайтесь оказаться рядом с победителями, они будут радоваться, обниматься и жать друг другу руки. Это бесценные кадры.

А в матч-рейсе, гонке один на один, необходима таблица с расписанными флайтами. Без нее не поймете, кто с кем соревнуется и рискуете просто болтаться по дистанции и рассчитывать только на удачу.

 

Не забудьте согласовывать ваши действия с коллегами на борту. У них могут быть отличные от ваших задачи и другое видение процесса. Вы все на «охоте» за нужным вам кадром, так что не забывайте о профессиональной этике. Но самое важное — никак не преграждать движения яхты в гонке, не создавать ей волну и не отвлекать. Пройтись от яхты к яхте можно только задолго перед стартом или сразу после финиша. Ни в коем случае нельзя мешать командам, так как в случае их неудачи будете виноваты именно вы.

Орать что-то типа «эй, мальчики, посмотрели на меня» или «покажи мне радость, покажи мне грусть», уверяю вас, не стоит.

Профессиональные яхтсмены знают, что «торговать лицом» — часть их работы и обязательно отреагируют на камеру, если конечно только что не проиграли Кубок Америки.

В перерывах между стартами можно подойти достаточно близко к яхте. У меня на готове 2 камеры: одна с широким углом 10–20 мм, другая с 24–70 мм. Я стараюсь объехать яхту со всех сторон, заехать перед ней и задержаться для снимка «в лоб» и пройтись вдоль борта тихим ходом, свесившись над водой и захватить яхту целиком на широкий угол. На телеобъектив я снимаю лица и детали яхты.

Съемка с борта яхты в гонке

Третий уровень сложности съемки требует подготовки. Не зря 90% яхтенных фотографов занимаются парусным спортом и даже иногда сами участвуют в соревнованиях как яхтсмены. Когда вы снимаете с борта яхты в гонке, вам надо понимать команды рулевого, гоночные ситуации, не хвататься за бегучий такелаж, не стоять на шкотах и фалах.

На яхте вы будете находиться на корме. На некоторых типах можно держаться за леера, а на некоторых только за борт. На катамаране можно находиться у мачты под гиком.

На борту я всегда в наколенниках. Все те разы, когда я ими пренебрегала, запечатлены на моих коленях ссадинами, синяками и шрамами.

Все совсем не страшно и не сложно, когда есть опыт. Обычно перед посадкой фотографа на яхту на берегу проводят инструктаж и выдают спасательный жилет. Но вы должны понимать, что легко можете вылететь за борт в броучинге, или быть сбитыми выдвинутым бушпритом в случае столкновения яхт на полном курсе.

Первый раз на яхту я советую пойти без оборудования, осмотреться, освоиться и понять, страшно вам или нет, понимаете ли вы, что происходит в гонке, что делает команда и где вам нужно находиться в этот момент.

Самое для меня неприятное действие в случае съемки непосредственно с яхты — это переход с резиновой лодки на борт.

Советую сначала передать сумку с оборудованием. Отпускайте ручку, когда четко убедитесь, что принимающие ее уже крепко держит. Не торопитесь. Ничего страшного, если после этого к борту яхты придется подойти еще раз. Когда резиновая лодка поравняется с яхтой, дайте руку принимающему вас или схватитесь за ванты. Не наступите на фалы, иначе проедете на них как на колесике и больно приземлитесь на борт. Если сходить на резиновую лодку придется при сильном волнении, будьте готовы прыгать, смягчая приземления коленями. Сумку с оборудованием тоже закидывайте заранее.

На яхте я снимаю на широкий и на средний угол. Беру 2 камеры в погоду до 10 узлов. Выше — только одну, с объективом 24–70. На борту она хорошо снимает работу команды при поворотах и постановке и уборке геннакера. Также есть уникальная возможность запечатлеть близко проходящие яхты конкурентов. Именно поэтому только широким углом не обойтись. Совсем в штиль я беру с собой третий объектив 70–300. Можно поснимать портреты членов экипажей проходящих мимо команд.

Съемка с воздуха

Четвертый уровень сложности и редкая ныне возможность — это вертолетная съемка. С появлением дронов настоящие вертолеты в воздух поднимать все менее целесообразно.

Поэтому тут не буду заострять внимание на тонкостях и скажу только, что здесь может конкретно укачать. Выглядит все примерно так: у вертолета снимают боковые дверцы, я одеваю трапецию и пристегиваюсь специальным креплением, потом, немного свесившись, снимаю на телевик.

Если проверять результат на экранчике фотоаппарата, то в животе забурлит, а перед глазами поплывет.

Постарайтесь сделать пару тестовых снимков, еще не свесившись с вертолета, и выбрать необходимые вам настройки.

Вообще настройки в парусной фотографии различны и зависят от погодных условий и от вашего видения. Обычно, так как это спорт и экшен, снимать нужно при довольно высокой скорости затвора. Это если вы хотите заморозить брызги и четко запечатлеть команду в работе. Но бывают ситуации, когда легкий смаз или панинг может показать движение и динамику гонки. Я ставлю глубину резкости на 2.8, когда хочу размыть задник и, например, выхватить одну лодку или лицо. Для общих снимков — от 9 до 11. Не забывайте, что вы снимаете на воде, где легко получить пересвет. Следите за ISO или пользуйтесь фильтром полароид.

Работы Екатерины Жилиной  можно посмотреть на ее сайте и странице в Facebook.

Комментарии

Читайте на ту же тему

Также читайте

Первая ракетка яхтинга
Первая ракетка яхтинга
Бэкстейдж с рекламных съемок Рафаэля Надаля на борту его собственной 24-метровой яхты
Парные прыжки в воду
Парные прыжки в воду
Яхтсмены демонстрируют силу коллективного бессознательного
Натурпродукт
Натурпродукт
Виртуальная прогулка по сногсшибательному концепту Nature
Сначала парус, потом — всех!
Сначала парус, потом — всех!
Порванный парус не сломил боевой дух «Броненосца»
Когда устал гоняться
Когда устал гоняться
Алекс Томсон стал крестным папой парусника без фойлов
Вперед, на Монако!
Вперед, на Монако!
Dynamiq спустила на воду суперяхту с ДНК Porsche
Подъехали на стиле!
Подъехали на стиле!
В Каннах яхту вынесло на клубный пляж
Канны, снято с мобильника
Канны, снято с мобильника
Cannes Yachting Festival 2017 глазами посетителей
Что гложет Конора Макгрегора
Что гложет Конора Макгрегора
Как оказалось, зависть к российскому олигарху и его сногсшибательной мегаяхте
Живой балласт
Живой балласт
Улучшает остойчивость и экономит место на борту
Cмотрим дальше